Азаполье

река Мезень

Азаполье — старинная деревня на реке Мезени — ведет свою историю с XVI века. Мы подходим на карбасе к высокому красному берегу. Останавливаемся в деревне на ночь, чтобы переждать непогоду и идти дальше к Белому морю.

Над рекой возвышаются традиционные северные дома, вдали дремлют ветхие мельницы. «Самое красивое-то изнутри дома — смотреть на реку, — говорит местная жительница Ираида. — Не зря так высоко строились! Мне никакой телевизор не нужен».

Подойти к деревушке можно только по воде: дороги, а значит и чужие люди, далеко. Когда-то давно именно сюда бежали староверы, здесь во всём до сих пор живет особая культура.

Тут поют северные песни, прячут блины во время свадьбы, читают заговоры и колядуют всей деревней. А еще у каждого жителя на Мезени есть прозвище. Азаполов зовут дроздами. «Кто работает, а тут, в Азаполье, поют да пляшут все!»

Мария Васильевна

Миры деревенской
женщины

Мария Васильевна родилась в Азаполье, и вся ее жизнь тут прошла. Вместе с мужем хлопочет в доме на угорке, держит корову и печет шаньги. В деревнях женщин, которые ведут всё хозяйство, называют большухами.

Мария — воплощение образа сильной северной женщины, причем не только для семьи, но и для всей деревни, — помогает с заговорами, читает плачи, поет в азапольском хоре и устраивает традиционные праздники.

Мы пришли в Азаполье вечером, было поздно уходить из деревни — почти ночь. Я зашла в дом к Марии Васильевне, а она предложила чай и заночевать у нее.

Я выключила свет и уже улеглась на высокую кровать, как вдруг в дверях появилась Мария Васильевна с сундуком. А в сундуке — все ее старинные наряды!

— Вот тебе работа на целу ночь — пояски, платки, сарафаны. Шо хочешь, то и делай, а я пойду спать!

Слово за слово — и мы уже вместе разбирали ее сундук. С каждой вещью я узнавала сцены из ее жизни: о детстве в деревне, о бабушке, о свадьбе и прощании с домом матери.

— А у вас что в приданом было?

— А у меня. Всё! 47 лет прошло, ужо и не помню. Тот сундук всё еще на чердаке! Полотенца, ткани, дорожки — бабушка всё вручную делала, к свадьбе готовила меня.

Всё тебе вынесла...
Всё богатство!

Каждый поясок, сарафан, платок складывались фрагментами в пестрое полотно судьбы. В жизни деревенской женщины вещи играют большую роль: в социальном статусе и идентичности, инициациях, свадьбе, появлении на праздниках.

Мы разобрали сундуки, и я попросила Марию Васильевну выбрать самые важные для нее наряды. Утром мы взяли их и пришли в старый дом, где уже никто не живет — только сено хранится. А раньше в эту самую комнату Марию Васильевну привели сразу после свадьбы.

— Давай тебя оденем да и всё, я-то тут чего!

— Нет-нет, вас надо.

— Вот какая ведь, а... Как тебя ко мне занесло!

Я родилась 31 августа. Как раз в это время жито жали и у нас в деревнях на печках его потом и сушили — ну, ячмень. А я малюсенькая-премалюсенькая угорела на печке. Мама моя испугалась, что я мертвая, побежала в поле за бабушкой. Она пришла и что-то сказала, и я ожила.

Если бы не я, тебя бы не было

Я бабушке Симе очень благодарна: она для меня была всем, даже ближе, чем мама. А я у нее единственная внучка. Когда я в хор пошла, бабушка мне все старинные наряды отдала. И приданое она мне собирала.

Сима верующая была. Заговоры все я от нее узнала. Ходила к ней, помогала, а она знания свои мне передавала. Бабушка только хорошее знала, плохого она ничего не знала. Да и я вот теперь не знаю.

На Рождество надеваем мы сарафаны, плюшевые жакетки, зимние шали.

Выходим на улицу вместе, мужчина среди нас: идет со звездой, корзина в руках. Так мы раньше чуть не всю деревню проходили!

Заходим в дом, и я говорю:

— Здорово живите, с пра-а-аздником, с Рождеством Христовым! Можно-нет у вас пославить?

А хозяйка и скажет:

— Славьте, проходите!

«На Христову славушку — пирожок да шанежку!» — приговариваем.

И нам шанежку в корзину кладут (шанежка — круглый открытый пирожок).

Вот этот с повязкой — наряд для хора. Повязка из старинного материала сделана.

Я везде участвую, потому что хочу поддержать культуру деревни.

У нас был раньше День старинного обряда. Надевали самые дорогие сарафаны, шли в клуб, плясали, танцевали.

Гармони играли! А какой я тогда сарафан надевала? Бог его знает. Этот от тетушки достался.

Оранжевый-то — летний сарафан. Летом мы Ильин день в деревне празднуем — всегда концерт делаем. Это у нас День деревни. Приглашаем хоры из других деревень, надеваем лучшие наряды! Этот сарафан — на Ильин день! Шаль цветную надеваем, пляшем, выступаем. А хор наш зовется — Азапольский.

Когда девушка замуж выходит, в приданое кучу рукавиц кладут. Много рукавиц да носков — богатая значит.

Мне бабушка приданое собирала. Из города вещи всякие привозила еще.

Сначала сговор был. Приезжали сватать — из деревни в деревню или из одного дома в другой. И вот сговор был — хочет, не хочет? Решали родители, но здесь, на Севере, не неволили. У девушки было право голоса. Если она откажется, так уж всё.

Иногда шли по неволе, если семья бедная. Но на Севере не неволили.

А потом свадьба.

Первый день — у невесты. Невеста увозится, привозится к жениху. Второй день у жениха. А третий день — банный. В бане молодые мылись. И еще выкупали блины.

Невесту «отдавали» — был такой обряд: мать и невеста держались за одно полотенце, а мать три раза говорила:

Отдаю! Отдаю! Отдаю!

Мол, ты, дочь, не плачь по мне, по дому не тоскуй, иди с богом. И тянули полотенце.

Когда поженились, в первый день у дома невесты мужики стреляли.

А зачем стреляли? Радость выражали.

Чтоб знали — праздник на дворе.

Этот сарафан достался мне от папиной мамы — Евдокии. Для плачей он подходящий.

Первый раз я стала плакать с причитаниями по бабушке, когда она умерла. Она мне говорила: «Мама не будет плакать, а ты по мне поплачь».

Тут уж от души, а иногда ведь я к совершенно чужим людям прихожу, они не родные, ничего.

Такая миссия моя в деревне — плачéей быть. Это тяжело, но благородно.

Сколько слез, сколько счастья, сколько платьев пронесется в жизни деревенской женщины?

Сколько слез,
сколько счастья,
сколько платьев
пронесется в жизни
деревенской женщины?

ДАЛЬШЕ на лекшмозеро
Возвращение
к истокам
Платок и сарафан от бабушки Симы накидка от бабушки Анисьи (свекрови Марии) Шаль, жакетка и сарафан от бабушки Симы Сарафан шила Анна Васильевна Казакова, а ткань от бабушки Симы — наряд специально для хора. Шаль бабушки Симы Сарафан божаточки Пелагеи Яковлевны — подарили Марии на память Шелковый платок от мамы Шаль рипсовая Шелковый сарафан от бабы Симы был спасен во время пожара